Шнековые (или шнекороторные) вездеходы СССР очень проходимая техника. Эта тема в союзе получила распространение во второй половине XX века, хотя первый в мире шнекоход построили еще в 1929-м, а патент на изобретение и вовсе есть с 1868-го. К началу 1970-х на заводе ЗИЛ в знаменитом КБ В.А.Грачева собрали большом объем данных по шнекоходам и начали строить ходовые макеты.
В кадрах архивного видео мы видим несколько различных вариантов прототипов шнекохода ШН-67. Экспериментировали, в основном, с углом спирали — с ее увеличением возрастала скорость машины. По данным паблика ЗИЛ /Завод И Люди/, показанный в кадре ШН-67 сохранился по крайней мере, до начала 2000-х.
Болото, вода, метровый слой снега — вездеходы СССР пройдут везде.
Особенно впечатляет сравнительный заезд (сейчас это называют драг-рейс) с другими вездеходами, имеющими иные движители.
Действительно, шнекороторная техника может пройти там, где не справится ни колесный, ни гусеничный вездеход, ни даже судно на воздушной подушке. Однако она совершенно не может двигаться по ровной поверхности и серьезно повреждает грунт и корни деревьев, что сильно ограничивает область применения.
Тем не менее, эксперименты на ЗИЛе в 1980-х привели к созданию поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», в составе какого, помимо пары шестиколесных вездеходов, использовался шнекоротор ЗИЛ-29061. КБ В.А.Грачева уже давным-давно нет (как и самого ЗИЛа), но тема не забыта и сегодня — различными группами инженеров периодически делаются попытки создать некий комбинированный вариант, сочетающий преимущества колеса и шнека.