Скидку в 50% на штраф по ряду правонарушений при своевременной оплате ввели с 1 января 2016 года. Цель такой политики была в том, чтобы повысить и ускорить собираемость штрафов. Однако тем самым снизили ощутимость наказания по ряду нарушений.
Возможность оплатить штраф ГИБДД в двадцатидневный срок со скидкой все больше становится предметом критики от некоторых чиновников и министерств.
Споры разгорелись опять, когда Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В новом документе некоторые штрафы выросли в несколько раз. После критики премьер-министра Михаила Мишустина ведомство на словах отказалось от идеи, но тема продолжает витать в воздухе.
Издательство «За рулем» и «Автостат» выяснили, что думают об этом автовладельцы. Не спровоцирует ли отмена льготы на рост числа неплательщиков. Онлайн-опрос проводили в марте 2021 года, в котором приняли участие более тысячи автолюбителей.
Почти каждый четвертый (25,9%) признался, что на сегодняшний день оплачивают нарушения только имея скидку в 50% на штраф. В случае отмены данной льготы платить они не больно то не хотят.
Остальные водители народ законопослушный. Нравится им или нет существующие правила, но оплачивать штрафы они все таки будут. При этом 45,3% опрошенных против отмены скидок, но платить, мол, все равно придется. А 17% оплачивают штрафы всегда и их больше волнует будущее повышение стоимости взыскания.
Любопытно, что 11,8% респондентов выказало равнодушие к такой горячей теме. Для них скидки не актуальны, и эти водители научились ездить так, что бы не зарабатывать штрафы.
Если скидку в 50% на штраф все же отменят, что думают специалисты? Комментирует шеф-редактор сайта «За рулем» Константин Васильев:
— Полагаю, что это маркетинговый инструмент. Возможность получить скидку при покупке в ограниченное время работает работает всегда. То есть привлекает больше покупателей: прибавка происходит за счет людей, которые хотели бы купить тот или иной товар, но не могут себе это позволить. А со скидкой вполне.
Мне сложно представить себе человека, который рассуждает аналогичным образом в отношении оплаты штрафа… Мол, 1500 рублей для меня дороговато, а вот 750 рублей я могу себе позволить — оплачу, пожалуй. В первом случае человек сам хочет что-то купить, а оплачивать штраф не хочет никто. Скидка может лишь ускорить процесс оплаты, но разве это что-то меняет? Нет.
Так что, на мой взгяд, давать 50% скидку на оплату штрафа — весьма спорный эксперимент. Он отчасти должен был облегчить работу судебных приставов, либо попытка манипулирования статистикой. Уместно, что Счетная палата в свое время проанализировала отчетность за прошлые годы и пришла к выводу, что собираемость штрафов не растет. Охотно верю.
Есть и негативный эффект. С введением скидки законодатели фактически снизили вдвое штраф за самое массовое нарушение ПДД — превышение скорости на 20-40 км/ч. В совокупности с нештрафуемыми +20 км/ч к разрешенной скорости это стимулирует безответственных и неопытных водителей к нарушению ПДД.
Приведу личный пример. Проживая в Московском регионе, где концентрация камер фиксации нарушений максимальная по стране, я получаю, в среднем, два-три штрафа в год. И, как правило, все они следствие невнимательности за рулем. Конечно, мне приятно иметь возможность заплатить вдвое меньше, но это никак не влияет на само решение платить/не платить. Не влияет и на сроки оплаты или манеру вождения. Полагаю, схожая ситуация и у большинства других водителей в нашей стране.
Инфографика: «Автостат»