Аварийный комиссар - Автострахование - Техосмотр - Эвакуатор - Автоэкспертиза - Трезвый водитель - Ульяновск

+7 9510 929 000 pomoguvdtp@gmail.ru

Системы помощи делают людей беспечными — исследование

И это нехорошо — со временем у водителей может развиться ложное чувство безопасности, считают аналитики.

Машины становятся все сложнее, а автопроизводители пытаются сделать управление автомашиной комфортнее, делегируя различным системам помощи часть водительских функций. Но со временем человек слишком привыкает к полуавтоматическому вождению, и все меньше внимания уделяет путевому движению.

Водители все чаще смотрят в свои смартфоны во время вождения и убирают руки с руля, начиная слишком уж доверять автоматизированным системам, говорится в изысканье Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS) и Массачусетского технологического института.

Чтобы проанализировать, как автоматизация влияет на водителей, исследователи в течение месяца учили поведение 20 добровольцев во время вождения, в то время как испытуемые только знакомились с функциями помощи водителю. Смотрели, как часто водители отрывали обе длани от руля или отвлекались от дороги, чтобы использовать свои мобильные телефоны или элементы управления на автомобильной консоли.

Исследование было структурировано вытекающим образом: десять человек управляли Land Rover Range Rover Evoque, который был оснащен адаптивным круиз-контролем (ACC; уровень 1), какой автоматически поддерживает скорость автомобиля, выбранную водителем, и еще десять человек управляли Volvo S90 с ACC и Pilot Assist (уровень 2), частично автоматизированной системой, какая помогает автомобилю оставаться в пределах разметки полосы движения и поддерживать определенную скорость или заданное расстояние от впереди идущего автомобиля.

Вначале испытуемые практически не проявляли признаков недостаточной концентрации внимания — независимо от того, водили ли они вручную, с ACC или с Pilot Assist. Однако через месяц они сделались менее внимательными при использовании систем и стали убрать руки с руля. Причем влияние более продвинутой системы Volvo было немало ощутимым, чем влияние одной только ACC.

Вероятность того, что водители станут менее внимательными после месяца использования Pilot Assist, очутилась более чем в два раза выше, чем в начале исследования. По сравнению с вождением вручную вероятность отрыва обеих рук от рулевого колеса была более чем в двенадцать раз рослее после того, как водители привыкли к тому, что в автомобиле работает центрирование полосы движения. Даже выявлен временной период — бдительность человека упадает через 15 минут вождения, он начинает полностью полагаться на свои электронные помощники.

Но Pilot Assist и подобные системы, такие как Autopilot от Tesla, Wonderful Cruise от Cadillac и Intelligent Drive от Mercedes-Benz, не предназначены для полной замены водителя, он должне оставаться бдительным.

Авторы исследования предлагают несколько способов решения проблемы. Так, специальные учебные курсы, предназначенные для привыкания к полуавтоматическому вождению. Также обсуждаются различные способы «приведения в чувство» отвлекшегося водителя. Видеокамеры могут поддержать следить за состоянием водителя, и, если система распознает, что водитель не смотрит на дорогу, она может призвать его к вниманию. Тут важно понять, как лучше передать это извещение: визуально с помощью световых раздражителей, акустически, играя музыку или тактильно (с помощью легкой вибрации).

Исследование показало: для достижения максимального эффекта системы поддержки должны не только правильно функционировать, но и надлежащим образом быть использованы водителем.

Главный вопрос пока остается без ответа: как удержать оптимальное соотношение внимания водителя и расслабленности, чтобы облегчить ему управление автомашиной, но при этом сделать так, чтобы он не отвлекался от дороги? Ведь, полагаясь на безотказность техники, со временем автомобилисты могут погрузиться в ложное чувство безопасности, а ведь техника пока недостаточно совершенна.