В то пора как все мы ожидаем появления новой Нивы, польские журналисты рассказали, что лучший автомобиль — как раз старый.
«Лада Нива была призвана покорить Закат. Когда в 1977 году с конвейера завода в Тольятти начали сходить первые Нивы, никто не подозревал, что машину будут выпускать немало 40 лет», пишет журналист издания Аuto Swiat.
В начале 1970-х годов набрала обороты «холодная война», и каждая отрасль экономики должна была учитывать военную доктрину Советского Альянса. Требовалась машина, которая могла взять на борт четырех солдат и ехать по разным дорогам на Запад со средней скоростью 100 км/ч. Для этого идеально подходила Нива, гораздо лучше, чем УАЗ-469, какой хорош для бездорожья, но на асфальте и вообще на высоких скоростях ведет себя крайне неуклюже.
Нива, несмотря на ее военное происхождение, не была продуктом, какой мог представлять угрозу Западу, поэтому машину быстро начали экспортировать. За почти 40 лет производства автомобиль поставляли в более чем 100 краёв мира. Главной причиной такого успеха стала ее цена — на многих рынках она оказалась самой дешевой машиной с полным приводом. В 1970-х и начине 1980-х годов 80% автомобилей продавались за конвертируемую валюту. Таким образом, Нива действительно покорила Запад, только через автосалоны.
Ныне во многих странах до сих пор бегают Нивы. Ведь внедорожный талант — действительно сильная сторона этого автомобиля, хотя на нем невозможно установить лебедку — из-за тащащей конструкции кузова. Конечно, любители бездорожья устанавливают ее с помощью дополнительных передних ребер жесткости и измененного бампера, но это не совсем правильно для этого автомобиля.
Тем не менее, в Ниве это нельзя рассматривать как недостаток — благодаря небольшой массе автомобиль может выйти из довольно большого количества переделок, в то пора как тяжелые рамные вездеходы застревают в грязи и не могут из нее выбраться без посторонней помощи.
Короткие свесы кузова и небольшая колесная база мастерят автомобиль идеальным для бездорожья. Конечно, важную роль тут играют хорошие шины, подобранные с учетом условий, в которых вам предстоит ехать.
Пуще всего под капотом Нивы можно встретить моторы 1.6 или 1.7. В случае с первым таких автомобилей без установки для сжиженного газа фактически нет на базаре. Даже автомобили, импортированные из Германии, поставляются с газобаллонным оборудованием. И неудивительно — двигатель Нивы хорошо работает на альтернативном топливе.
В случае с Нивой — как и с иными автомобилями из стран народной демократии — важную роль играет случай. Одна машина проработает безупречно на протяжении всего срока службы, иная требует постоянного вмешательства механика.
Но в целом с Нивой постоянно случается много мелких неприятностей — может отказать плохо защищенная от влаги электрика, течи масла в распорядке вещей, часто в салон попадает вода и т.д. Среди минусов — маленький багажник: когда в багажнике установлен газовый баллон, это особенно приметно; убогий интерьер с клавишными переключателями; на неровностях авто иногда производит впечатление, будто вот-вот развалится. Она весит 1200 кг и для движения со скоростью до 100 км/ч этого вполне довольно — потом в салоне Нивы становится очень шумно и руль приходится хорошо держать в руках. Те, кто относится к Ниве как к кроссоверу, будут разочарованы. С бездорожьем она бьётся довольно прилично, но о такой плавности хода, как в легковом автомобиле, лучше забыть. И самый главный минус для этих автомобилей — коррозия, какая, к сожалению, для них обычное явление. Особое внимание стоит обратить на состояние пола — если его серьезно разъело ржавчиной, то ремонт может очутиться невыгодным, и лучше поискать другой экземпляр.
Однако в пользу Нивы говорят более чем достойные внедорожные характеристики и ремонтопригодность. На Ниву до сих пор немало запчастей, а цены вполне доступные. К сожалению, их качество очень разное, добротные узлы придется поискать, но найти можно.
Самые недорогие экземпляры в Польше можно купить за 3 тысячи злотых (59 тыс. рублей), но обычно эти автомобили требуют срочного вмешательства жестянщика. Не слишком ржавые автомашины — это расход в пределах 7 тысяч злотых (137 тыс. рублей). А авто после ремонта обойдется в 15–20 тыс. злотых (300–400 тыс. рублей).
Автор рекомендует разыскивать автомобили до рестайлинга 1993 года с карбюраторными двигателями и держаться подальше от автомобилей после обновлений, особенно тех, которые долго использовались в полевых условиях. В сегодняшнее время большая часть Нив попадает в Польшу с Запада, чаще всего — из Германии, хотя есть и машины, которые целенаправленно завозили в край для использования в Лесной инспекции. В первом случае встречаются единичные экземпляры с дизельным двигателем Peugeot (1.9), который достаточно надежен и экономичен.